15.09.2016

Красноярская сеть супермаркетов «Светофор» установила в своих магазинах минимальную сумму покупок — 500 рублей. По мнению Роспотребнадзора, это нарушает закон о защите прав потребителей. Банки.ру выяснил, что это далеко не единичный случай — магазины из последних сил пытаются бороться с падающим спросом.

Не имей 100 друзей, а имей 500 рублей

О возмущениях покупателей торговой сети рассказало на своем сайте Управление Роспотребнадзора по Иркутской области. В ведомство поступили «многочисленные устные и письменные обращения граждан на деятельность сети магазинов «Светофор», позиционирующей себя как магазин-склад. Внеплановая проверка Роспотребнадзора подтвердила нарушения.

«Магазином установлены неправомерные ограничения на покупку, то есть потребителю предлагается совершить покупку не менее чем на 500 рублей, иначе продавать товар в магазине отказываются», — говорится в пресс-релизе.

Роспотребнадзор счел, что действия магазина нарушают статью 16 закона «О защите прав потребителей» и пункт 22 правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением № 55 правительства РФ от 19 января 1998 года. Дело в том, что по закону продавец не вправе обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других. Как пояснили в надзорном органе, договор купли-продажи — это публичный договор, публичная оферта. «Исполнитель услуг торговли обязан заключить договор с каждым гражданином, который к нему обратится, и продать товар на любую сумму», — подчеркивают в ведомстве. Максимальный штраф, который грозит торговой сети, — 20 тыс. рублей.

Впрочем, на этом история не заканчивается. По данным сибирских СМИ, минимальный чек «Светофор» установил также в Хакасии и Красноярском крае — от 300 рублей. Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю подтвердило, что по обращениям потребителей на отказ в обслуживании в магазинах «Светофор» при совершении покупки на сумму менее 300—400 рублей начата проверка. О ее результатах надзорное ведомство объявит отдельно.

В самой сети супермаркетов «Светофор» заявляют, что речь идет не об ограничениях в размере минимального чека, а о рекомендациях. «Дело в том, что нам пришло распоряжение от вышестоящего руководства, что мы не обязываем покупателя делать покупку на 500 рублей, а просто рекомендуем, так как мы магазин-склад. Кассиры суммируют чеки. Если покупка меньше этой суммы, они не отказывают в продаже. Покупатели сами устраивают этот бунт. А кассиры предлагают, выбивают чеки одному и копию делают второму покупателю. Повторюсь, мы не обязываем покупать», — цитирует слова директора одного из супермаркетов «Светофор» в Иркутске ИА «БайкалПост».

По данным агентства, директор магазина рассказала, что в других городах России такая практика введена уже давно, однако в Иркутске представители сети выступают против нововведения. Тем не менее пока распоряжение вышестоящего руководства продолжает действовать.

«Хотите берите, хотите нет»

Случай в сибирских магазинах не уникальный. Жалобы на подобные ограничения есть и среди покупателей магазинов Ульяновска. Как сообщает «Псковская правда», два магазина Пскова также ввели минимальный чек — 300 рублей. «Меня удивляют эти споры, 300 рублей — это ничто. Те, кто возмущаются, почему-то не идут бороться за свои права в ЖКХ или школу. Покупки в магазине — договор доброй воли. Хотите берите, хотите нет. Для похода в магазин это обычная сумма. Со всеми покупателями, у кого установление минимального чека вызывает недоумение, разговариваю. Объясняю, что можно приходить в магазин не каждый день, а раз в неделю закупаться. И вам хорошо, и нам приятно. Хотя бабушкам, которые живут по соседству, мы по-человечески отпускаем даже одну буханку хлеба. Нам очень жаль, что мы причиняем какие-либо неудобства, никого не хотим ущемить в их правах и ждем всех за покупками», — приводит «Псковская правда» слова директора одного из магазинов Елены Нефедовой.

 

Покупки в магазине – договор доброй воли. Хотите берите, хотите нет. Для похода в магазин это обычная сумма.
Елена Нефедова, директор псковского магазина
 

Торговые сети меняют правила игры на фоне падения розничного товарооборота и сокращения реальных доходов населения. Так, по данным Росстата, розничный товарооборот в России снизился за январь — июль 2016 года на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К июлю 2014 года розничный товарооборот показал падение на 16%. Реальные доходы населения за последние два года снизились на 10,2%, в том числе в июле 2016 года к июлю 2015-го на 7%.

Все больше ретейлеров корректируют свои программы лояльности — вместо карт, предоставляющих скидки, предлагают бонусные накопления. «Могут быть две причины, когда можно вытворять такие вещи — устанавливать минимальную сумму покупки. Первая — желание получить упоминания в СМИ. За эту версию говорит и мягкая «рекомендация» по сумме покупки, а не безоговорочное принуждение. Вторая — повышение среднего чека, поскольку сеть перестала приносить прежнюю прибыль», — считают в сервисе подарков «Папара.ру».

В компании считают, что давать «рекомендации» по покупкам своим клиентам «ненормально». «Не представляю, насколько посетители должны быть лояльны к бренду, чтобы согласиться на такие условия и не пойти в другой магазин. Уверен, что собственники тоже это понимают. Отсюда вывод: это черный пиар», — критикуют в «Папара.ру» действие коллег.

По мнению собеседника Банки.ру из компании, появление бонусов обусловлено популяризацией такой площадки магазинов для раскрутки новых продуктов. «Дисконтные карты и скидки чаще всего делает сама сеть, а разнообразные бонусы предлагают производители через поставщиков ретейлера. Это более дешевый способ маркетинга в данный момент», — считают в компании.

«Если магазин принимает решение занять нишу магазина-склада и цены на товары устанавливает ниже рыночных, то, скорее всего, он приравнивает себя к оптовым магазинам, работающим с физическими лицами. В этом случае маржа становится меньше, и, чтобы покрыть эту разницу, выгоднее продавать товары от какой-либо установленной суммы», — поясняют в Почта Банке. Что касается бонусной системы, по мнению экспертов банка, бонусные карты по своей сути аналогичны скидочным, но с другим механизмом расчета.

В Х5 Retail Group (управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») рассказали, что в супермаркетах «Перекресток» действует программа лояльности «Клуб Перекресток», участники которой получают бонусные баллы за покупки — по 1 баллу за каждые 10 рублей в чеке. Участниками клуба уже являются более 9 млн держателей карт. «Совершая покупки и предъявляя на кассе карту клуба, клиент получает баллы на счет своей бонусной карты, которые потом можно потратить на оплату чека частично или полностью», — пояснили в пресс-службе группы. По аналогичной схеме работает накопительная программа лояльности «Икра» в сети «Карусель».

Куда бежать покупателю

Как считают юристы, установление планки минимальной покупки нарушает как положения Гражданского кодекса (ГК) РФ, так и закон о защите прав потребителей. Адвокат МКА «Железников и партнеры» Вячеслав Голенев указывает на статью 426 ГК РФ о публичном договоре. По его словам, в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. А иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения. Исключения — если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

 

Установление минимальной цены покупки ограничивает покупателей различного достатка в возможностях купить тот или иной товар, и кроме того лишает любого покупателя купить отдельный товар стоимостью ниже минимальной без покупки иного, стоимость которого при сложении с ценой первого товара даст необходимый «минимум» для покупки.
Вячеслав Голенев, адвокат МКА «Железников и партнеры»
 

«Установление минимальной цены покупки ограничивает покупателей различного достатка в возможностях купить тот или иной товар. И, кроме того, лишает любого покупателя купить отдельный товар стоимостью ниже минимальной без покупки другого товара, стоимость которого при сложении с ценой первого товара даст необходимый «минимум» для покупки», — поясняет Голенев. При этом, говорит юрист, даже сама по себе «рекомендация» магазина фактически указывает на наличие предпочтений по отношению к лицам, покупающим товары на сумму свыше определенного «минимума». И отсутствие таких предпочтений к покупающим товары на сумму менее такого «минимума», что уже является нарушением закона о защите прав потребителей и положений статьи 426 ГК РФ.

По его мнению, эффективным для покупателя будет обращение в надзорные органы — прокуратуру, Роспотребнадзор. Для этого нужно написать заявление или жалобу, в которой в свободной форме изложить сведения об установлении минимальной цены. Также необходимо ссылаться на нарушение конкретных законов и попросить ведомства провести проверку по указанным фактам.

«Полагаю, что в таком случае потребитель может обратиться в Роспотребнадзор для привлечения магазина к административной ответственности или пойти в суд за истребованием убытков и морального вреда», — комментирует старший юрист адвокатского бюро «А2» Екатерина Ильина. Она напоминает, что убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его прав на свободный выбор товара, возмещаются продавцом в полном объеме.

Анна БРЫТКОВА, Banki.ru

Источник: Banki.ru








  if(injectTo=="")injectTo="admitad_shuffle"+subID+Math.round(Math.random()*100000000); if(subID=='')subid_block=''; else subid_block='subid/'+subID+'/'; document.write('
'); var s = document.createElement('script'); s.type = 'text/javascript'; s.async = true; s.src = 'https://ad.admitad.com/shuffle/36fe7aabad/'+subid_block+'?inject_to='+injectTo; var x = document.getElementsByTagName('script')[0]; x.parentNode.insertBefore(s, x); })();