11.07.2016

У идеи Банка России радикально изменить и фактически взять под свой контроль механизм санации проблемных банков, по мнению экспертов, есть изъяны. Один из главных — конфликт интересов, из-за которого ЦБ может ослабить надзор за санируемыми кредитными организациями. Просто потому, что надзирать придется практически за собой.

Правим законы

Портал Банки.ру подробно описал (http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=9037552) революцию на рынке санации, о которой на Международном банковском конгрессе объявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Средства на оздоровление отечественных банков уже в следующем году могут пойти не через структуры Агентства по страхованию вкладов (АСВ), а через счета стопроцентной «дочки» Банка России.

Дочерняя структура ЦБ, ответственная за санацию, будет создана в форме управляющей компании. Помимо УК, регулятор намерен учредить фонд, в котором должны аккумулироваться средства всех структур, желающих участвовать в санации. Цель новой системы оздоровления кредитных организаций — добиться того, чтобы на рынок выходили уже здоровые в финансовом отношении банки. Так легче будет организовать их продажу. И чтобы банки-санаторы не использовали полученные от регулятора кредиты на санацию для улучшения показателей собственного бизнеса.

Поправки в законы, регламентирующие процедуру финансового оздоровления банков, Центробанк намерен внести в Госдуму уже в этом году, в ходе осенней сессии. Для создания новых структур потребуется внести изменения в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке (Банке России)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и в «Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией», говорит старший юрист юридической компании BMS LAW Firm Денис Фролов. Затронут изменения также ряд писем и инструкций, выпущенных регулятором.

Инвестируем в «больных»

Фонд санации банков и управляющая компания будут формироваться поэтапно, при этом уставный капитал обеих организаций на данный момент не определен. Но уже сегодня ясно, что обе организации будут созданы по аналогии с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Эльвира Набиуллина отметила, что объем задач фонда будет определяться исходя из тех темпов санации, которыми сейчас идет оздоровление финансовой системы. Так, за последние три года были приняты решения о санации 28 банков.

«Проводя аналогии, можно предположить, что управляющая компания будет создана в форме закрытого паевого инвестиционного фонда, при котором действуют экспертный и наблюдательный совет, а также независимый аудитор», — рассуждает Денис Фролов. Он обращает внимание на тот факт, что в случае с РФПИ роль независимого аудитора исполняет международная структура. Однако представить подобный вариант в занимающейся санациями управляющей компании Банка России практически невозможно.

Поддерживаем революцию

Желание Банка России радикально изменить механизм санаций, по мнению экспертов, вполне оправданно. В первой половине 2016 года масштаб проблем, связанных c санацией банков, сделал очевидным кризис этого механизма, говорит управляющий директор по банковским рейтингам агентства RAEX («Эксперт РА») Станислав Волков. По его словам, санаторы все чаще не выполняли планы оздоровления и пытались под прикрытием санации улучшить свои финансовые показатели. Рост рисков банков-санаторов отразился и на их рейтингах: за последние полгода семь из 12 банков-санаторов, рейтингуемых RAEX, совершили негативные рейтинговые действия.

Чтобы сделать санации более эффективными, ЦБ РФ принял жесткие критерии отбора банков-санаторов (указание 4010-У) и предложил создать специальный фонд для санации банков. Эти меры назрели, но они приведут к дальнейшему росту рисков действующих санаторов и сужению круга потенциальных участников процесса оздоровления, считает эксперт.

Часто бывает так, что сроки санации сознательно затягиваются, отмечает глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Ведь известно, что в период санации банк не должен соблюдать обязательные нормативы ЦБ. То есть он находится «в тепличных условиях». «Естественно, любая организация, которая имеет возможность находиться в тепличных условиях, желает, чтобы они длились как можно дольше. И такую практику надо прекратить», — полагает Аксаков.

Третье ограничение заключается в том, что нельзя будет отсрочить решение вопроса о докапитализации санируемого банка. После проведения докапитализации кредитные организации будут продаваться на открытом рынке. Переход к этой системе позволит сделать процесс санации более быстрым, дешевым и эффективным. В идеале после санации на рынке должны оставаться (и продаваться) уже здоровые и устойчивые банки.

Специальный фонд, согласно замыслу ЦБ, будет сразу капитализировать «пациента», выводить его на необходимый уровень, соответствующий нормам здорового банка, капитал которого позволяет выдавать клиентам кредиты и оказывать иные финансовые услуги, отмечает Анатолий Аксаков. «Соответственно, там, где нет тепличных условий, нет возможностей не соблюдать нормативы ЦБ, такой банк сразу попадает в конкурентную среду. Мне такая идея понятна, она логична, я ее лично готов поддержать», — заявил порталу Банки.ру Аксаков.

Следим за собой

Но едва ли не главная проблема, на которую указывают критики инициативы ЦБ, — высокий риск конфликта интересов внутри регулятора. Действительно, подчиненная ЦБ управляющая компания будет осуществлять надзор за санируемым банком. Банку России говорят, что это будет означать снижение качества надзора, признала сама Эльвира Набиуллина. «Мы построим китайскую стену между надзором и управляющей компанией. Мы умеем строить такие стены, об этом говорит наш опыт выстраивания стены между работой блока денежно-кредитной политики Центробанка и всего остального ЦБ», — заявила она в ответ.

По мнению Дениса Фролова, для предотвращения конфликта интересов между санатором и органами надзора ЦБ будет использована уже отработанная Банком России схема. Сотрудники будут обязаны сообщать своему непосредственному начальнику о фактах, указывающих на возможность возникновения конфликта интересов. К числу подобных обстоятельств относятся наличие дружеских связей с представителями регулируемых учреждений, получение от них подарков и услуг, возникновение имущественных споров, взаимодействие с бывшим работодателем, отмечает юрист. В течение пяти дней с момента получения уведомления руководство будет обязано либо предложить сотруднику отказаться от полученной или предполагаемой выгоды, либо принять решение об усилении контроля за исполнением им должностных обязанностей, либо ограничить для работника доступ к конкретной информации.

Также может быть принято решение об отстранении сотрудника от поручения, изменении его должностной инструкции, переводе или увольнении. Однако использование подобных практик в обязательном порядке потребует привлечения в управляющую компанию кадров, ранее не связанных с Центробанком: в противном случае риск возникновения конфликта интересов будет слишком высок и может привести к парализации работы санатора, полагает Денис Фролов.

На вопрос о кандидатуре главы фонда, заданный на форуме, Эльвира Набиуллина уклончиво ответила, что этот пост займет профессионал. В сочетании с угрозой возникновения конфликта интересов при переводе на эту должность сотрудника Центробанка слова Набиуллиной позволяют предположить, что кресло главы фонда, как и, скорее всего, пост руководителя управляющей компании, займет человек, не имевший ранее отношения к регулятору, считает Денис Фролов. Тем более пока никто не говорил, что это обязательно должен быть человек, имеющий опыт работы в финансовой сфере, напоминает он.

Елена ГОСТЕВА, Banki.ru

Источник: Banki.ru









  if(injectTo=="")injectTo="admitad_shuffle"+subID+Math.round(Math.random()*100000000); if(subID=='')subid_block=''; else subid_block='subid/'+subID+'/'; document.write('
'); var s = document.createElement('script'); s.type = 'text/javascript'; s.async = true; s.src = 'https://ad.admitad.com/shuffle/36fe7aabad/'+subid_block+'?inject_to='+injectTo; var x = document.getElementsByTagName('script')[0]; x.parentNode.insertBefore(s, x); })();